Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Может ли бизнес определить цели ИТ-проекта?

Может ли бизнес определить цели ИТ-проекта?

Участник сообщества с ником Sa Robert задается интересным вопросом:  есть мнение что бизнес и маркетинг не могут точно (+/-90%) определить цели и объемы развития и поэтому идут накладки в процессе бюджетирования.

Я хочу, с одной стороны согласиться с Робертом. Действительно, много раз приходилось видеть ИТ-проекты, которые компании были абсолютно не нужны, а иногда даже противопоказаны. Как сказал Дмитрий Потапенко, владелец Management Development Group: «Хорошо, если компания выдержит внедрение какой-либо ИТ-фенечки из трех букв».

Теоретически любой ИТ-проект должен быть экономически обоснован и заказчик должен принимать квалифицированное решение на основе объективного анализа потребностей компании, а цели и задачи проекта должны быть им сформулированы в тщательно проработанном ТЗ. Во многих проектах всего этого нет. К подобным проектам относятся:

  • Проекты, которые начинаются только потому, что менеджеры слышали, что нужно иметь ERP/CRM. Казалось бы, что на фоне разговоров про кризис таких проектов станет меньше, но нет, теперь модно экономить на ИТ, развертывая облачные решения.
  • Переходы с работающего решения, на модное;
  • Проекты, стартовавшие в результате успешной работы вендора/итегратора с руководством. Тут же главное получить санкцию гендиректора, а уж что там думают рядовые менеджеры заказчика это уже мелочи;
  • Проекты, стартовавшие в интересах сотрудников ИТ: хорошая запись в резюме, освоение бюджета и т.д.

Чем крупнее бизнес, тем проще найти бессмысленный ИТ-проект. В малом бизнесе чаще ситуация противоположная — деньги не выделяются даже на критически необходимые проекты.

С другой стороны, бизнес вовсе не обязан досконально разбираться в ИТ-технологиях. Часто менеджеры за ИТ-аббревиатурами ищут волшебную кнопку, которая чудесным образом решит их задачи. Нередко бывает, что на этапе продажи проекта вендор, интегратор и собственный ИТ-отдел дружно рассказывают, как все будет здорово. Менеджмент элементарно ведется. Впоследствии оказывается, что для создания работающего решения нужно не только хорошо потрудится, но еще и поменять сложившиеся бизнес-процессы на правильные. А вот такие шаги во многих компаниях осуществляются с большим трудом. И чем больше ИТ-решение должно быть интегрировано в бизнес-процессы, тем тяжелее получить действительно работающее внедрение.

Что скажете на этот счет коллеги?

Дополнительные материалы

Комментарии (3)

  • Аватар

    Sa Robert [robert.111], 17 сентября 2012, 12:18

    1

    Мое предложение - ИТ спецы потихонечку должны осваивать так же и бизнес, бухгалтерию, элементарно научиться  разбираться в предложениях разработчиков с точки зрения железа и наука емкости ( нового ПО) любого предлагаемого проекта малому, среднему и большому бизнесу.ИТ спецы станут таким образом неотъемлемой частью бизнес процесса и как только бизнес получит идею "фикс" от руководства (так как некоторые из них едут по заграницам видят красивые картинки не разобравшись что и как под ними) приезжают обратно и ставят задачи которые больше похожи на решение кроссвордов нежели настоящей стоющей разработки. Тут как, тут все очень просто наши руководители не видят всей на верное глубины как создаются серьезные проекты зарубежом, а они создаются ох как сложно и глубоко, подключаются много уровней разработчиков, компанией тратятся много средств так как есть постановщики задач, а кто у нас постановщики - есть такие? Неа , не встречал про ребят.

    Спасением в нашем случае от таких "шальных" проектов является требование к бизнесу - заставить разрабатывающую проект компанию показать LLD и HLD с полным описанием работы HLD проекта.Вот откуда видны трещины по всем вопросам.

    Я лично всегда начинаю давить и выжимать LLD от постыавщика решений - поверьте это начинает преобразовывать проект и скажем вместо 7 требуемых инф шкафов друг определяется что нужно 3 шт по 42U и т п. А теперь посчитайте ск. вуиграл финансов? Посчитали? Оказалось 4х 42U Пространство было не ясно чем забито и ск. там было пустоты так как ни кто из разработчиков не считал возможности клиента держать тепловую нагрузку шкафов - не спрашивали, все делали в виртуалке без стыковки с инженеркой будущего ВЦ итд.

  • Аватар

    Sa Robert [robert.111], 17 сентября 2012, 13:35

    1

    "С другой стороны, бизнес вовсе не обязан досконально разбираться в ИТ-технологиях."

    да правильно не должен если в теле бизнес единицы сидит Pro ИТ архитектор разговаривающий на языке бизнеса и руководящий процессом образования проектов из нутри самой бизнес единицы.Тогда все будет думаю на много легче и понятней для ИТ спецов ниже по уровню которые будут слышать очень знакомые слова. Как я понимаю все проблемы из за отсуттвия единого языка понимание образовывающих проекты и принимающих их на вооружение для реализаций.Т.е. отсутсвует самая важная вещь - коммуницация. А как достичь ее? Именно ее! Иначе все будет в пустую - нет комминикации, нет понимания, нет понимания нет трафика решений задач.А понимание наступит только тогда когда наконец увидят ИТ в бизнес единицах и пригласят на работу IT Архитекторов к себе. 1 Pro ИТ архитектор может тянуть от 3-4 проектов  - не больше если не хотим завалить опять новшество в бизнесе.ИТ архитектуру надо внедрять в корни рождения самого бизнеса.Нет правильной Архитектуры - нет эфективного бизнеса.Вот как то так, мое мнение...

  • Аватар

    Kuznetsov Viktor [viktor.kuznetsov.501], 17 сентября 2012, 15:25

    0

    Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что сам бизнес зачастую не понимает задачи и возможности ИТ, а ИТ-специалисты - задачи бизнеса. Я часто сталкивался с тем, что на должность ИТ-директора часто искали хорошего специалиста. Когда же специалист приступал к работе, то обнаруживалось, что этот великолепный и прекрасный специалист просто не понимал руководителя бизнеса, или понимал его по-своему. Что приводило к крупным провалам в организации ИТ на предприятии. Задача же внедрения ИТ в бизнесе лежит на стыке двух задач - это очевидно - вот почему бизнесмен не понимает ИТшника, а ИТшник - бизнесмена.

    Каков же выход? Выход в том, чтобы найти человека, способного понимать и бизнесмена, и ИТ-инженера. Однако, людей, хорошо разбирающихся в обоих сферах, немного, да и такие, как правило, на работу  ИТ-директорами средних и малых предприятий не идут, а либо организуют свой собственный бизнес, либо весьма востребованы в очень крупных компаниях... Среднему и малому бизнесу в этом случае надо искать... "дилетантов". Да-да. Но таких, которые разбирались бы и в ИТ, и в бизнесе, пусть весьма неглубоко и посредственно. На двух стульях сидеть очень неудобно и долго не усидишь. Т.е. нужны специалисты с широким кругозором. А кругозор - это уже чисто человеческое и личностное качество.

    Как специалист в области ИТ с более, чем двадцатилетним стажем, не раз был свидетелем того, как на должность руководителя ИТ назначали как отличных специалистов, так и высококвалифицированных управленцев. В итоге всегда получалось, что ни тот, ни другой с работой не справлялись. Могу это утверждать, как факт.