Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

«Software as a Service» как тенденция: 5 преимуществ

«Software as a Service» как тенденция: 5 преимуществ

SaaS, как одна из разновидностей аутсорсинга, — тенденция отнюдь не новая, но вместе с развитием каналов связи и появлением более современных «сервисных» решений, она становится доступна все большему кругу потребителей. Кому и в каких областях выгодно переходить на SaaS, взамен традиционной схеме покупки/продажи лицензий?

Успешность SaaS решений во многом определятся тем, что они отвечают на ожидания пользователей от ИТ-сервисов — «позволяют получить ценность, не принимая расходов на риски». Поставщик услуг берет на себя заботу об аппаратной части и работоспособности софтверных решений, если можно так выразиться, «оптом» (т.е. для многих копий одного и того же приложения в руках разных клиентов), в то время как клиент оплачивает эти услуги повременно в расчете на востребованные ресурсы или число пользователей системы. Одни получают деньга за то, что умеют; другие — избавляют себя от лишних проблем, связанных с поддержанием работоспособности информационных систем.


Вкратце можно сформулировать пять преимуществ использования SaaS заказчиками ИТ-решений:

  • экономия времени (автоматическое решение типичных проблем внедрения);
  • экономия денег (за счет снижения стоимости владения и внедрения, а также экономии при масштабировании);
  • смещение фокуса с инфраструктуры в целом на технологические решения;
  • доступ к последним инновациям (за счет обновлений, внедряемых в ИТ-инфраструктуре поставщика решений);
  • присоединение к сообществу пользователей данного решения (мнение которого может влиять на само решение).

Каким отраслям наиболее выгоден переход на SaaS? В первую очередь, в этом направлении рекомендуется смотреть тем, чья ИТ-инфраструктура подвержена пиковым (например, сезонным) нагрузкам, когда на короткий срок требуется значительно повысить производительность. Однако закупать под это дополнительное программное и аппаратное обеспечение нельзя, т.к. большую часть времени эти «сверх-ресурсы» будут простаивать. Определенные выгоды будут иметь те, кому требуются сложные реализации дорогостоящих приложений (идеология SaaS сама по себе исключает затраты на внедрение). Это, однако, неверно для случая индивидуальных решений, ведь весь бизнес SaaS основан на продаже товара «широкого потребления». Индивидуальное программное обеспечение не может успешно существовать в рамках этой модели.

Но, помимо множества преимуществ, у SaaS существует и оборотная сторона. Первый «острый» момент — это доверие клиента поставщику услуг, ведь ИТ-инфраструктура предприятия обрабатывает, порой, конфиденциальные данные, которые никак нельзя передавать конкурентам. Второе существенное «но», актуальное для России,  надежность каналов связи. Кроме того, перевод собственной ИТ-инфраструктуры на «аутсорсинг» ставит предприятие в прямую зависимость от поставщика услуг и его расценок. Также модель SaaS автоматически исключает пользование нелицензионным программным обеспечением, что, к сожалению, до сих пор является значимой статьей экономии многих организаций.

Считаете ли вы, что ваш бизнес можно было бы перевести на SaaS?

Дополнительные материалы

Комментарии (6)

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 02 марта 2011, 16:37

    0
    Все "минусы" SaaS надуманные. Отсутствие нормального канала связи? Ну не смешите. Там, где нормального интрнета нет, нет и критичных потребностей в информатизации бизнеса. К тому же, темпы проникновения интернета в регионы более чем хорошие.

    Про небезопасность данных. Само-собой, не стоит компании с оборотом миллиард и численностью в 200 человек иметь в поставщиках услуг контору из 3-х человек и оборотом 150 тысяч.
    • Аватар

      Администратор (Admin) [admin], 03 марта 2011, 07:31

      0
      SaaS конторы вообще имеют очень мало персонала по сравнению со своими заказчиками. А уж стартап, который только начал продажи - там и меньше оборот может быть. Если такой логике следовать, то SaaS вообще пользоваться не нужно. Хорошо, что среди потребителей есть не только консерваторы, но и инноваторы,  которым денег компании на новые игрушки не жалко.
    • Аватар

      Подборнов Александр [iClick], 17 марта 2011, 22:47

      0

      > Все "минусы" SaaS надуманные.

      Так же как и плюсы:

      • экономия времени (автоматическое решение типичных проблем внедрения);
        Если решение "типичное", то оно скорее всего уже автоматизировано
        .
      • экономия денег (за счет снижения стоимости владения и внедрения, а также экономии при масштабировании);
        Где расчеты? Примеры?
      • смещение фокуса с инфраструктуры в целом на технологические решения;
        От инфраструктуры пока не избавляет (пока сотрудники не начнут использовать в работе личные (например, мобильные) устройства.
      • доступ к последним инновациям (за счет обновлений, внедряемых в ИТ-инфраструктуре поставщика решений);
        В чем плюс для потребителя? Если поставщик сервиса внедрит у себя инновацию, которая принесет ему (поставщику сервиса) пользу, то совсем не обязательно, что это принесет пользу покупателю этого
        сервиса.
      • присоединение к сообществу пользователей данного решения (мнение которого может влиять на само решение).
        Так же как и сейчас есть возможность присоединения к сообществу пользователей программного продукта (мнение которого может влиять на сам продукт).


      Я верю, что за подходом SaaS будущее. Поверил еще 10 лет назад, когда впервые услышал об этом, как к о подходе к доставке приложения.


      Но пока SaaS решения похожи на первые автомобили. Уже ездят. Модны и престижны у одной части населения. Предаются анафеме другой частью населения. Перемещение на автомобиле пока еще не предоставляет значимых преимуществ по сравнению с перемещением на лошади, но точно имеет неудобства, которые несвойственны поездкам на лошадях. На глазах происходит улучшение и функциональных характеристик, и дизайна и обслуживающей инфраструктуры.

      • Аватар

        Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 18 марта 2011, 11:16

        0
        Безусловно, все минусы, как и плюсы, надуманы.
        А точнее -- они не минусы и плюсы зависят от конкретной ситуации, конкретного продукта и конкретной компании, которая потенциально рассматривает использование сервиса.

        Для статьи в российском Форбсе давал развернутый комментарий недавно на эту тему. Если статью выпустят и мой комментарий будет сохранен, кину ссылку.
  • Аватар

    Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 02 марта 2011, 16:49

    0
    Вопрос ведь не в том, какие минусы являются объективными. А в том, какие из них, призраками нависая над умами, препятствуют внедрению там, где оно бы помогло...