Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Мелкие ИТ-компании в регионах «подохнут»

Мелкие ИТ-компании в регионах «подохнут»

На Cnews весьма интересные комментарии руководителей трех крупнейших интеграторов относительно препятствий к развитию рынка ИТ-аутсорсинга в России. Главные враги российских ИТ-компаний: инсорсинг, глобальные облачные вендоры, госмонополии. С одной стороны о подмеченных тенденциях в аутсорсинге мы тоже не раз писали, но с другой стороны временами от подобных заявлений со стороны «лидеров ИТ-рынка» веет боязнью работать в действительно конкурентной среде. Несколько небольших цитат.

Облака

«Западные компании выходят на российский рынок со своими предложениями, - отмечает еще один тренд Сергей Мацоцкий, председатель правления IBS. - И речь идет не только о Microsoft или Amazon. Например, HP предлагает своим корпоративным клиентам переехать в свое «облако» в Германии. Это явление пока воспринимается как экзотика, но мы должны быть к этому готовы в будущем».

Начну с облачных вендоров. Вот тут многие российские ИТ-монстры впервые сталкиваются с честной конкуренцией. Проблема в том, что сравнивая стоимость и возможности, предлагаемые российскими и иностранными ИТ-сервисами, наши  местные ЦОДы оказываются чудовищно неэффективными и на порядок более дорогими. Ничего близкого по возможностям не то, что к облаку Amazon, но даже к «маленьким» частным облакам HP, Orange и других вендоров и интеграторов наши провайдеры пока не создали.

Для малого ИТ-бизнеса, иностранные облака — шанс на равных конкурировать с инфраструктурой больших ИТ-компаний. Развертывание виртуального ЦОД в облаке доступно каждому, в отличие от создания собственного ЦОД. В результате услуги, которые недавно могли обеспечить 10-20 компаний в России, сегодня с тем же и даже лучшим уровнем сервиса могут предлагать тысячи компаний.

То, что облака — пока наименьшая проблема крупных российских интеграторов хорошо показывают два других фактора — конкуренция на ИТ-рынке с государственными организациями. К счастью «естественной монополии» РосИТсервис пока не создано, но по некоторым пунктам ситуация уже близка к этому.

Инсорсинг

«Нет клиента, который бы не пытался создать у себя микро-системного интегратора, — подтверждает Борис Бобровников. — Некоторые доводят эту ситуацию до абсурда и выделяют его в отдельное юридическое лицо. По большому счету, CIO, которые являются нашими заказчиками — одновременно и наши злейшие враги, т.к. они сами хотят делать услуги и контролировать закупки. В конечном счете, это одна из составляющих неуспеха аутосорсинга в этой стране».

С инсорсингом все понятно. У крупных компаний (с большой долей государства в собственниках) появились деньги на масштабные эксперименты с непрофильными активами. В результате ИТ-директора могут теперь реализовать свои амбиции создавая инсорсинговые компании. В результате штат ИТ-служб расширяется, возможности реализации проектов собственными силами тоже растут. Небольшим ИТ-компаниям такие инсорсеры — не конкуренты уже по тому, что они не работают с подобными клиентами. А вот крупные частные ИТ-компании с появлением таких инсорсеров рискуют потерять и клиентов и команды.

Электронное правительство

Отдельно гендиректор «Крока» Борис Бобровников затронул тему назначения «Ростелекома» единым подрядчиком по внедрению в России электронного правительства: «Просто не почему [Ростелеком] получает систему электронного правительства. Стараниями государства создана естественная монополия. Не хочу сказать, что это страшно, не хочу сказать, что это хорошо. Но это означает, что маленькие ИТ-компании в регионах, которые работали с региональными и муниципальными властями, подохнут, потому что «Ростелеком» собирает их бабки. Это не очень здорово, это, наверное, прецедент для разбирательства Госдумы и антимонопольной службы, с моей точки зрения. С третьей стороны, если указом президента «Ростелеком» назначают единственным исполнителем, ну что тут можно сделать...».

История про муниципальный заказ — это тоже история про бизнес крупных ИТ-компаний.  Какое-то время назад государственные заказы составляли значительную часть портфеля проектов всех крупных ИТ-компаний. Однако доля госзаказа у многих компаний постепенно снижалась. У того же Крок госзаказ в прошлом году сократился до 13,5%. Муниципальный заказ — отличная возможность для развития бизнеса, но и тут тоже много историй о том, что преференции получают компании аффилированные с чиновниками.

Проекты связанные с электронным правительством в ряду всех государственных ИТ-проектов всегда отличались чудовищным уровнем неэффективности и коррупционности. Не удивительно, что небольшие независимые ИТ-компании никогда не были ведущими подрядчиками в подобных проектах. 

Дополнительные материалы

Комментарии (5)

  • Аватар

    Кондрашов Игорь Рясимович [ikondrashov], 20 апреля 2012, 23:07

    0

    >>Мелкие ИТ-компании в регионах «подохнут»

    а-а-а, ну тогда все, расходимся...

     

    {моя имха} сервисный бизнес, в отличие от продажного не так легко расширяется. Начинаются катастрофические потери на управление. Посему тут будет франшизный путь. Заставят конечно встать под чьи-либо знамена, но это как-бы не совсем "подохнут"... Главное занять место повыше в курятнике (то-бишь обогнать конкурентов по оборотам), чтоб франшиза была на приемлемых условиях...

  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 21 апреля 2012, 02:51

    0

    Мне кажется, что инсорс зачастую может очень сильно подвинуть именно небольшие IT компании. Если инсорс имеет сильную команду, хорошие компетенции (крупный бизнес вполне может себе позволить иметь хороших специалистов и отлаженную систему их работы), вполне удоволетворяет нужды своего "родителя", при этом у него остаются свободные ресурсы, почему бы ему не расширить бизнес? Вот как раз с ниши мелких заказчиков он и начнет равитие. :-)

     

    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 23 апреля 2012, 11:27

      0

      Как-то маловато примеров инсорсеров успешно развивающих бизнес в других направлениях. Есть хорошие примеры инсорсеров успешно работающих генеральными ИТ-подрядчиками в больших холдингах - например, Газпром информ. Есть немногочисленные примеры тех кто пытался работать с внешними заказчиками, но ничего хорошего их этого не вышло - Сибинтек.

      Вообще инсорсер не заточен по работы с маленьким заказчиком - ему принципиальна нужна инфраструктура и процессы доступные в большой компаниии. А значит свободные ресурсы, даже если их будут бросать на работу с внешними заказчиками очень быстро закончатся. Да и внешний заказчик должен быть сильно специфическим и как минимум из разряда среднего бизнеса, чтобы поятнуть предлагаемый сервис.

  • Аватар

    Безносов Илья Николаевич [ilnikbez], 21 апреля 2012, 23:06

    1

    Они уже подохли, или воняют, или встали под чьи то знамёна и стали крупными интеграторами,  а затем собрались и сказали...

    Сказка про белого бычка.

  • Аватар

    Труфанов Евгений Фёдорович [trufanov], 22 апреля 2012, 15:57

    2

    Касательно 1 и 3 пунта мнения преждевременны.

    Что касается второго пункта, то нужно учитывать тренды "развития", которые характерны для барыг. Инсорсинг - это эволюционный элемент, когда ротация "карманных исполнителей" приводит к чувствительным материальным потерям. Барыга решается выделить клерков из филиалов в отдельную структуру, которая бы обслуживала всю лавку. Жлобство при этом остаётся в той же позиции, не меняя своего положения ни на  миллиметр. Например, на моих глазах такое выделение произошло у одного зернотрейдера и одной средней торговой компании. И что в итоге. Простые процессы в какой то мере "перестали отнимать время", однако сложные вопросы требуют со стороны моего участия для вытягивания заноз из межягодичного пространства. Однако вытагивание заноз НИКОГДА не поменяет ситуацию. Потому я и отказываю в сопровождении.