Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Абонентское обслуживание как источник доходов: итоги опроса

Абонентское обслуживание как источник доходов: итоги опроса

В качестве очередного итога 2011 года хотелось бы представить вам результаты опроса участников нашего сообщества по аспектам абонентского обслуживания.

В общей сложности мы получили 63 заполненные анкеты. Более трети ответивших компаний выделили в качестве основного направления деятельности сервисное обслуживание компьютеров. Вторая сфера деятельности по количеству представителей в нашем опросе — обслуживание программного обеспечения.

Интересно, что большая часть сервисных компаний, системных интеграторов, а также компаний, занимающихся обслуживанием ПО, были основаны уже в новом веке, в период с 2002 по 2007 год. Среди сервисных организаций оказалось много основанных в кризисный и пост-кризисный период. Наш результат хорошо согласуется с общей тенденцией ИТ-рынка: в кризис сотрудники, оказавшиеся уволенными с основного места работы (или увольнявшиеся сами из-за ухудшения условий и оплаты труда) начинали собственный бизнес.

 

Рис. 1. Распределение опрошенных компаний по сегментам рынка.
Цветом отмечен период основания компании
 
 
Рис. 2. География участников сообщества
 

В среднем, доля основного направления в бизнесе небольших сервисных ИТ-компаний порядка 3/4. Подавляющее большинство опрошенных компании (более 90%) имеют дополнительные источники дохода в ИТ или смежных областях.

Наиболее узкая специализация на своем направлении наблюдается у компаний, занимающихся обучением и сертификацией, телекоммуникационными услугами и разработкой собственных продуктов. С этой точки зрения продавцы компьютеров и оргтехники, системные интеграторы, а также организации, занимающиеся сервисным обслуживанием, остаются наиболее ярко выраженными «многостаночинками». Это подтверждает и следующая диаграмма: именно эти направления имеют наибольшее количество дополнительно охваченных сегментов. Сравниться с ними по количеству охваченных рынков могут разве что те, кто обслуживают ПО (1С и прочее).

 

Рис. 3. Доля основного бизнеса в доходах компаний, в зависимости от сферы деятельности

 

Рис. 4. Распределение дополнительных источников дохода по сферам основной деятельности компаний

 

Рис. 5. То же, но с учетом основного направления деятельности компании

 

Последняя диаграмма также показывает, как именно сегментируется рынок. К примеру, компании, занимающиеся сервисным обслуживанием компьютеров, охотнее прилагают усилия к деятельности вне ИТ, нежели к разработке собственных продуктов. Не в почете у них и Saas-решения, телекоммуникационные услуги, а также обучение и сертификация. Точно также системные интеграторы неохотно занимаются веб-дизайном и Saas-продуктами.

Меньше всех обращают внимание на другие сферы деятельности продавцы ПО (для них оптимальным направлением развития оказалось обслуживание компьютеров и стороннего программного обеспечения), веб-дизайнеры и веб-программисты, а также разработчики собственных продуктов, Saas- и облачных решений.

Порядка 80% компаний планируют в 2012 году открывать для себя новые горизонты.

 

Рис. 6. Прогноз компаний на 2012 год по освоению новых сфер деятельности

 

Сравнив прогноз, который дают сами компании на 2012 год с текущим положением дел (предыдущая диаграмма), можно выявить едва заметную переориентацию интересов. К примеру, организации, основное направление деятельности которых лежит в сфере веб-дизайна и веб-программирования ранее уделяли внимание продаже программного обеспечения, а теперь больше смотрят в сторону разработки собственных решений. Поставщики Saas-услуг обратили внимание на хостинг и системную интеграцию (ранее этих направлений деятельности вообще не было в их портфолио). Разработчики собственных программных решений начали обращать внимание на Saas — и этот факт также хорошо согласуется с общими оценками рынка ИТ.

У нас получилась хорошая выборка компаний по количеству сотрудников. В нашем опросе участвовали представители всех сфер бизнеса: от индивидуальных предпринимателей до крупных компаний с персоналом более 500 человек.

 

Рис. 7. Количество компаний, в зависимости от численности персонала

 

Рис. 8. Размер компании, в зависимости от сектора рынка,
в котором она работает (от основного направления деятельности)

 

Судя по состоянию бизнеса участников нашего сообщества, 2011 год был не таким уж плохим. Средний рост выручки составил 21%, а средний рост доходов компаний — 27%.

Рис. 9. Изменение выручки за 2011 год, в зависимости от основной сферы деятельности компании

 

Рис. 10. Изменение доходов компаний, в зависимости от основной сферы деятельности

 

С точки зрения персонала, ситуация также оказалась весьма положительной. В среднем из ИТ-компаний было уволено чуть больше 18% сотрудников (от общего количества работающих человек) и около 26% были взяты на работу. Таким образом, рост количества рабочих мест в отрасли в среднем составил 8%.

Рис. 11. Увольнение и найм сотрудников, в зависимости от основной сферы деятельности компаний

 

Наибольшая текучка кадров наблюдалась в российских мегаполисах (за исключением Москвы), а наименьшая — в небольших региональных городах.

 

Рис. 12. Увольнение и найм сотрудников, в зависимости от региона, в котором работает компания

 

Как и ожидалось, в расчете на 1 единицу времени или работы, наибольшая стоимость абонентского обслуживания — в Москве. Интересно, что средняя стоимость выезда в небольших городах получилась выше, чем в региональных мегаполисах. Скорее всего, это погрешность сбора данных (предполагаю, что небольшие компании указывали стоимость выезда вместе с работой специалиста на этом выезде, или же их тарифная политика предполагает, что при выезде необходимо оплачивать специалисту некое минимальное количество часов работы).

Если пользоваться терминологией, предложенной в одном из предыдущих исследований (и сравнении цен в 2010 и 2011), по стоимости часа работы специалиста компании в небольших региональных городах в среднем работают на границе «доширака». К слову, ставка в 1200, упоминавшаяся в той статье пришла только в Москву и Московскую область (хотя среднее значение по всем опрошенным компаниям все еще несколько ниже - 1100). Учитывая неизбежную инфляцию, приходится констатировать, что с точки зрения ценовой политики ситуация на ИТ-рынке не сильно улучшилась.

Рис. 13. Стоимость выезда, часа работы и обслуживания одного компьютера в рублях, 
в зависимости от региона, в котором работает компания

 
 
Рис. 14. Объем рынка, на котором работают компании, в зависимости от региона
 
 
Рис. 15. Стоимость выезда, часа работы и обслуживания одного компьютера в рублях,
в зависимости от основного направления деятельности компании
 
Рис. 16. Объем рынка, на котором работают компании,
в зависимости от основного направления деятельности компании


Дополнительные материалы

Комментарии (3)

  • Аватар

    Севрук Владимир [sevruk.com], 12 января 2012, 23:36

    0
    Я так и не понял. Где в этом посте про деньги?
    • Аватар

      Ланцев Андрей [Sansey], 15 января 2012, 02:01

      0
      Очень сильно перегруженный диаграммами пост. К тому же цветовой восприятие на грани "синий"-"темно-синий" лично мне помешало в полной мере оценить информацию. Очередная статистика, которая никому ничего не дает.
      Задался вопросом, как мне позиционировать свою компанию и какие данные брать из выкладки, если я занимаюсь несколькими направлениями сразу? Что в вашем понимании "сервисное обслуживание компьютеров" и что такое "обслуживание ПО"? Т.е. обслуживание сервера на базе ВИН сервер 2008 это что? И его продажа, установка, настройка, запуск в эксплуатацию и т.д.? Это как бы сразу несколько сфер:)
      • Аватар

        Андреев Вадим [v.andreev], 16 января 2012, 19:03

        0
        На мой взгляд, данное исследование необходимо рассматривать как хороший пример серьзного отчета для напряжения мозгов после каникул. На больший вес не тянет. Мешают некоторые обстоятельства - репрезентативность выборки, точность данных (и можно много еще чего перечислять). Чего можно хотеть от 63 участников, заполнивших анкеты?! Кто они по статусу, насколько проверенной информацией обладают?? Сама идея мне понравилась - показать общую картину, так сказать "температуру по больнице", но отвечая на вопросы, не думал, что из этого можно  сделать серьезный Отчет. Хотя визуально он на него и похож.
        Все равно спасибо!