Абонентское обслуживание как источник доходов: итоги опроса

В качестве очередного итога 2011 года хотелось бы представить вам результаты опроса участников нашего сообщества по аспектам абонентского обслуживания.
В общей сложности мы получили 63 заполненные анкеты. Более трети ответивших компаний выделили в качестве основного направления деятельности сервисное обслуживание компьютеров. Вторая сфера деятельности по количеству представителей в нашем опросе — обслуживание программного обеспечения.
Интересно, что большая часть сервисных компаний, системных интеграторов, а также компаний, занимающихся обслуживанием ПО, были основаны уже в новом веке, в период с 2002 по 2007 год. Среди сервисных организаций оказалось много основанных в кризисный и пост-кризисный период. Наш результат хорошо согласуется с общей тенденцией ИТ-рынка: в кризис сотрудники, оказавшиеся уволенными с основного места работы (или увольнявшиеся сами из-за ухудшения условий и оплаты труда) начинали собственный бизнес.

В среднем, доля основного направления в бизнесе небольших сервисных ИТ-компаний порядка 3/4. Подавляющее большинство опрошенных компании (более 90%) имеют дополнительные источники дохода в ИТ или смежных областях.
Наиболее узкая специализация на своем направлении наблюдается у компаний, занимающихся обучением и сертификацией, телекоммуникационными услугами и разработкой собственных продуктов. С этой точки зрения продавцы компьютеров и оргтехники, системные интеграторы, а также организации, занимающиеся сервисным обслуживанием, остаются наиболее ярко выраженными «многостаночинками». Это подтверждает и следующая диаграмма: именно эти направления имеют наибольшее количество дополнительно охваченных сегментов. Сравниться с ними по количеству охваченных рынков могут разве что те, кто обслуживают ПО (1С и прочее).
Рис. 3. Доля основного бизнеса в доходах компаний, в зависимости от сферы деятельности
Рис. 4. Распределение дополнительных источников дохода по сферам основной деятельности компаний
Рис. 5. То же, но с учетом основного направления деятельности компании
Последняя диаграмма также показывает, как именно сегментируется рынок. К примеру, компании, занимающиеся сервисным обслуживанием компьютеров, охотнее прилагают усилия к деятельности вне ИТ, нежели к разработке собственных продуктов. Не в почете у них и Saas-решения, телекоммуникационные услуги, а также обучение и сертификация. Точно также системные интеграторы неохотно занимаются веб-дизайном и Saas-продуктами.
Меньше всех обращают внимание на другие сферы деятельности продавцы ПО (для них оптимальным направлением развития оказалось обслуживание компьютеров и стороннего программного обеспечения), веб-дизайнеры и веб-программисты, а также разработчики собственных продуктов, Saas- и облачных решений.
Порядка 80% компаний планируют в 2012 году открывать для себя новые горизонты.
Рис. 6. Прогноз компаний на 2012 год по освоению новых сфер деятельности
Сравнив прогноз, который дают сами компании на 2012 год с текущим положением дел (предыдущая диаграмма), можно выявить едва заметную переориентацию интересов. К примеру, организации, основное направление деятельности которых лежит в сфере веб-дизайна и веб-программирования ранее уделяли внимание продаже программного обеспечения, а теперь больше смотрят в сторону разработки собственных решений. Поставщики Saas-услуг обратили внимание на хостинг и системную интеграцию (ранее этих направлений деятельности вообще не было в их портфолио). Разработчики собственных программных решений начали обращать внимание на Saas — и этот факт также хорошо согласуется с общими оценками рынка ИТ.
У нас получилась хорошая выборка компаний по количеству сотрудников. В нашем опросе участвовали представители всех сфер бизнеса: от индивидуальных предпринимателей до крупных компаний с персоналом более 500 человек.
Рис. 7. Количество компаний, в зависимости от численности персонала
Рис. 8. Размер компании, в зависимости от сектора рынка,
в котором она работает (от основного направления деятельности)
Судя по состоянию бизнеса участников нашего сообщества, 2011 год был не таким уж плохим. Средний рост выручки составил 21%, а средний рост доходов компаний — 27%.
Рис. 9. Изменение выручки за 2011 год, в зависимости от основной сферы деятельности компании
Рис. 10. Изменение доходов компаний, в зависимости от основной сферы деятельности
С точки зрения персонала, ситуация также оказалась весьма положительной. В среднем из ИТ-компаний было уволено чуть больше 18% сотрудников (от общего количества работающих человек) и около 26% были взяты на работу. Таким образом, рост количества рабочих мест в отрасли в среднем составил 8%.
Рис. 11. Увольнение и найм сотрудников, в зависимости от основной сферы деятельности компаний
Наибольшая текучка кадров наблюдалась в российских мегаполисах (за исключением Москвы), а наименьшая — в небольших региональных городах.
Рис. 12. Увольнение и найм сотрудников, в зависимости от региона, в котором работает компания
Как и ожидалось, в расчете на 1 единицу времени или работы, наибольшая стоимость абонентского обслуживания — в Москве. Интересно, что средняя стоимость выезда в небольших городах получилась выше, чем в региональных мегаполисах. Скорее всего, это погрешность сбора данных (предполагаю, что небольшие компании указывали стоимость выезда вместе с работой специалиста на этом выезде, или же их тарифная политика предполагает, что при выезде необходимо оплачивать специалисту некое минимальное количество часов работы).
Если пользоваться терминологией, предложенной в одном из предыдущих исследований (и сравнении цен в 2010 и 2011), по стоимости часа работы специалиста компании в небольших региональных городах в среднем работают на границе «доширака». К слову, ставка в 1200, упоминавшаяся в той статье пришла только в Москву и Московскую область (хотя среднее значение по всем опрошенным компаниям все еще несколько ниже - 1100). Учитывая неизбежную инфляцию, приходится констатировать, что с точки зрения ценовой политики ситуация на ИТ-рынке не сильно улучшилась.
Рис. 13. Стоимость выезда, часа работы и обслуживания одного компьютера в рублях,
в зависимости от региона, в котором работает компания



Дополнительные материалы
Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 10 января 2012, 14:04
()
Комментарии (3)
КомментироватьСеврук Владимир [sevruk.com], 12 января 2012, 23:36
Ланцев Андрей [Sansey], 15 января 2012, 02:01
Задался вопросом, как мне позиционировать свою компанию и какие данные брать из выкладки, если я занимаюсь несколькими направлениями сразу? Что в вашем понимании "сервисное обслуживание компьютеров" и что такое "обслуживание ПО"? Т.е. обслуживание сервера на базе ВИН сервер 2008 это что? И его продажа, установка, настройка, запуск в эксплуатацию и т.д.? Это как бы сразу несколько сфер:)
Андреев Вадим [v.andreev], 16 января 2012, 19:03
Все равно спасибо!