Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Об оценке стоимости стартап-компаний

Об оценке стоимости стартап-компаний

Каждый день акционеры влияют на общую стоимость компании путем покупки или продажи акций. Оценка компании — это всегда процесс купли-продажи акций. Акции, которые активно участвуют в торговле, называются ликвидными. Ликвидность означает, что эти акции легко купить или продать. Частные рынки акций являются полной противоположностью. Они в значительной степени неликвидны. Если инвестор инвестировал деньги в стартап-компании на посевной стадии, то ему потом очень трудно продать свои акции — как правило, продажа происходит в течение многих лет, либо вообще не происходит. Так как же все-таки происходит оценка стоимости стартап-компании?

В принципе, процедура оценки не очень сложна. Чем раньше инвестор вложился в компанию, тем больше шансы, что его деньги улетят в трубу. Но при этом, стоимость "акций" для такого инвестора куда ниже, чем на последующих стадиях. Любой инвестор хочет заплатить соответствующую цену за компанию с учетом тех рисков, которые имеют место быть на момент инвестирования. Если данные риски ликвидированы, инвестор готовы вкладывать в компанию большие деньги.

Со временем, в области оценки стартапов появились некоторые "нормы" на основе инвестиционных рисков / доходности. Очевидная вещь, о которой думают инвесторы — это получение финансовой отдачи от инвестиций, которые они вложили в вашу компанию. Инвесторы на ранних стадиях технологичных компаний ищут компании, которые могут когда-нибудь достигнуть стадии выхода — либо через слияние этой компании с более крупной, либо через публичное предложение акций компании широкому кругу лиц (IPO). Первое происходит гораздо чаще, чем второе. По этой причине большинство инвесторов должны иметь наметанный глаз чтобы понять на ранней стадии будущее компании: быть поглащенной гигантом или ве же выход на пресловутое IPO. Очевидно, инвестор должен уметь оценивать размер прибыли, которую он получит как в первом, так и во втором случае.

Например: если вы вложили 41 миллионов долларов в компанию (и наверняка владели бы 33-50% долей), то компания стоит 82-123 миллиона долларов. Инвесторы на стадии роста часто планируют получить десятикратную прибыль от своих инвестиций, а в таком случае стоимость инвестируемой компании оценивается в $ 800 млн. — 1,2 млрд. Если вы немного изучите рынок, вы поймете, что очень мало компаний когда-либо имели такую цену при поглащении. А значит сделанная инвестиция была расчитана на будущее IPO. Едва ли инвестор будет вкладывать такие деньги на венчурной стадии в случае, если рынок ещё не консолидирован.

Обычно считают, что при инвестировании на посевной стадии или на раунде А не стоит беспокоиться о стадии выхода стартапа, потому что компания стоит достаточно дешево, и инвестору не важно, инвестирует ли он $ 5 млн. или $ 15 млн. — до принятия решения о вложении денег нужно просто убедиться, что на стадии выхода стартап станет действительно большой компанией. Если вы знаете на перед, что компания точно станет большой, то данное утверждение верно. Но на ранней стадии развития вы сталкиваетесь с двумя проблемами:

1) Ранняя стадия развития стартап-компании более рискованная и, следовательно, вы должны иметь достаточно процентов собственности в крупных компаниях, чтобы компенсировать затраты мелких.

2) Венчурные инвестиции — это не те деньги, благодая которым компания "взлетит". Будут и другие раунды финансирования, а значит доля первого инвестора или команды будет размываться.

Таким образом, стадии представлены как “связанный диапазон”, где верхняя граница оценочного диапазона имеет место быть только при рыночных бумах и для самых успешных компаний; а при рыночных спадах имеет место быть нижняя граница оценочного диапазона.

Не существует понятия "единая цена". Она в большинстве случаев зависит от многих факторов: опыта команды, технической возможности, места расположения компании, и т.д. Отдельные стадии для разных стартапов будут различаться. Значит, точный  расчет диапазонов не представляется возможным. Но, для примера, я поместил на посевную стадию графика метки некоторых типичных финансовых оценок, сделанных на основных рынках США.

Я показал вам приблизительный диапазон финансовых сделок. В Кремниевой Долине они имеют более высокие оценки, в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Бостоне, Боулдере, Сиэтле, диапазон оценок немного ниже, но сопоставим.  На рынках, не имеющих здоровой конкуренции, оценки могут быть намного ниже. Это конечно, не научная теория, скорее прикладная, и с помощью ее я просто пытался обратить внимание предпринимателей на рыночные процессы, которые я лично наблюдал. И, конечно, от всякой теории есть отклонения.

 

Я считаю, что инвесторы должны принять новую модель оценок стартап-компаний, если они хотят по-прежнему оставаться конкурентоспособными на рынках. Как и ранее, цена определяется: качеством команды, качеством продукта / рынка и конкурентоспособностью сделки.

По материалам статьи Марка Састера на сайте bothsidesofthetable.com

Дополнительные материалы

Комментарии (0)