Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Почему рубль не является законным средством расчетов в России?

Почему рубль не является законным средством расчетов в России?

На американском долларе есть примечательная надпись: «Эта купюра – законное средство для всех платежей, общественных и частных». К сожалению, ничего похожего про российский рубль сказать нельзя. Российский рубль не является законным и достаточным средством расчета за товары и услуги. Более того, использование в бизнесе наличных рублей в большинстве случаев означает то или иное нарушение законов. Судя по тому, как государство борется с обналичкой – это одно из самых страшных экономических преступлений в России. Странным образом у чиновников и законодателей не возникает вопроса о причинах, которые заставляют компании искать способы конвертирования своих законно полученных средств с банковских счетов в «нелегальные» наличные рубли. Впрочем, обратный процесс – законное внесение наличных средств на свой банковский счет также облагаются довольно дорогостоящей дополнительной «налоговой» нагрузкой.

Российское государство предпочитает микроменеджмент, но само при это мне справляется со взятой на себя нагрузкой. В результате в нашей стране очень много чего нельзя делать ни предпринимателям, ни физическим лицам, ни организациям.

  • Нельзя просто пойти и немного подработать на стороне (Это называется незаконное предпринимательство и приводит к административной, налоговой и уголовной ответственности).
  • Нельзя взять деньги за товары и услуги и заплатить с них налоги (кроме тех, кто на ЕНВД).
  • Нельзя уведомить налоговую, об актуальных контактных данных (не совпадающих с теми, что указаны в паспорте).
  • Нельзя расплачиваться наличными – сам по себе факт передачи наличных рублей ничего не значит. В любой транзакции вам необходим какой-либо альтернативный документ – чек ККМ, БСО, платежка, и т.п. Только он и учитывается государством.
  • И т.д.

Любые законы, придумываемые в отношении предпринимательской деятельности направлены исключительно на то, чтобы максимально усложнить отношения предпринимателя с государством и обложить предпринимателя дополнительным «налогом». По сути, что такое налог? Это обязательный платеж от осуществления, которого вы не можете отказаться.

Если я обязан оплачивать ККМ, электронную подпись, фиктивный (потому что мне не нужен офис и у меня нет договора на аренду квартиры, который устроил бы налоговую) юридический адрес (для ООО), банковские услуги и многое другое, то с моей точки зрения все это является налогом на ведение бизнеса.

Я готов признать, что для постоянно работающего успешного бизнеса все это мелочь.  Однако, когда вы только начинаете бизнес, или когда бизнес это только нерегулярная подработка параллельная основной работе, то желание «легализовать» свои доходы стремительно пропадает по мере знакомства с теми требованиями, которые предъявляются к предпринимателю.

Когда человек собирается открыть ИП, то обычно его первый вопрос: «Что я, правда, заплачу 35700 (2013) – 20000 (2014)?» Я обычно отвечаю, что нет, расходы за год составят порядка 60000--100000 рублей или даже больше. Как минимум в 2014 году:

  • 20000 – обязательный налоговый взнос (за первый году будет даже меньше, но вы не знаете сколько заплатите в следующем году. Взносы ИП меняются ежегодно и всего один раз они уменьшались).
  • 12000 – открытие и обслуживание банковского счета (теоретически не обязательно и может быть дешевле, но тарифы для юрлиц неприятно поражают тех, кто привык к тарифам для «физиков»).
  • 15000 – ККМ и обслуживание. Или 2000-2500 на БСО + расходы на их учет и хранение.
  • 8000 – налоговая отчетность.
  • 15000 – за право продавать услуги госорганизациям + несколько месяцев на оформление  и регистрацию + даже ваши друзья/родственники/знакомые не могут гарантировать, что им удастся приобрести ваши услуги для своей организации.
  • и т.п. ( в разных услугах могут быть довольно затратные варианты «не обязательных» расходов на ведение бизнеса»)
  • Разные мелочи: госпошлина, печать (необязательно), визитки, сайты, консультации бухгалтера и юриста и т.п.

В прошлом году я несколько раз писал про массовое закрытие ИП. В налоговых все еще сохраняется очередь на закрытие ИП. И все же ИП на УСН для тех, кто только рискует начать бизнес в России – самая удобная форма бизнеса. С ООО в итоге расходов и сложностей будет еще больше.

И вот по каждому дополнительному пункту. Начиная с какого-то момента, все это практически не заметная нагрузка на бизнес, т.к. с ростом оборотов расходы практически не увеличиваются. И более того, не могу не признать пользу от каждого подобного пункта:

  • Банковский счет и безналичные расчеты – это удобно. Учитывая ограничение на обращения наличных, которое существует в нашей стране, расчетный счет – часто самый дешевый способ для предпринимателя законно получать доход. Впрочем, я немного несправедлив к наличным расчетам. Банковский счет может быть заблокирован налоговой из-за расхождения в 20 копеек в отчетности, и его разблокировка потребует гораздо больших затрат денег и личного времени.
  • Современный кассовый аппарат – это отличное многофункциональное средство, необходимое во многих видах бизнеса. Кроме контроля за приходом наличных, ККМ служит еще и средством учета проданных товаров, а также гарантийным талоном клиенту на покупку. Однако, применение ККМ в микробизнесе, в индивидуальных услугах населению и многих других случаях явно избыточно. С другой стороны, недавно я задавал вопрос про возможность использования бланков строгой отчетности для расчетов за ИТ-услуги. Идея БСО кажется очень привлекательной. Вместо того, чтобы ежемесячно платить за кассовый аппарат можно за ту же сумму заказать в типографии пачку бланков, которой хватит на несколько лет. Вот только, цитирую Александра Чумаевского: «БСО - самый геморойный гемор с которым я связывался 15 лет назад  и больше не хочу связываться , так как обычная касса сильно приятственнее». И другие знакомые предприниматели вполне подтверждают эту точку зрения. Вот как государству все время удается из отличной идеи сделать «геморойный гемор»?
  • Управленческий учет (т.е. как на самом деле приходят и уходят деньги в бизнесе) – обязательная вещь для любого предпринимателя. К сожалению, бухгалтерская и налоговая отчетность построены так, чтобы максимально не совпадать с управленческим учетом. Максимально бессмысленный документ – бухгалтерская отчетность сервисной компании (ООО на УСН) у которой всего 1-2 клиента. (Обороты небольшие, количество ежемесячных операций 1-2, основные затраты – зарплата).
  • Электронные торги – превосходная идея, которая также чудесным образом превращается в «геморойный гемор». В России это средство, которое позволяет полностью отсечь от госзакупок компании с небольшими оборотами.

Многие свои идеи российские законодатели заимствую в других странах, в том числе в США. Вот только почему то там все эти инновации действительно упрощают жизнь простым предпринимателям. В тех же США налоговое законодательство довольно объемное, в том числе за счет детализированности и регламентированности буквально каждого пункта. При этом предприниматель может открыть и вести бизнес вообще ни разу лично не посетив налоговую. ККМ в США  – только средство учета, которое не несет никакой фискальной нагрузки. Никого не интересует, как и за что ты принимаешь деньги от клиентов, пока ты исправно платишь ту сумму налогов, которую от тебя ожидает получить государство. Да, действует что-то похожее на наш ЕНВД, если твои задекларированные доходы намного ниже, чем у однотипных компаний, то твой бизнес может проверить инспектор.  

Я с каждым годом с все большей ностальгией вспоминаются начало 2000-х, когда в России предпринимательство перестало быть криминализированной формой деятельности. А благодаря  только что появившимся УСН, ИП, ЕНВД и другим еще не испорченным «улучшениями» новациям, в тот момент действительно ведение бизнеса упростилось настолько, что несколько лет было выгодно работать максимально легально. Жалко, что этот период очень быстро закончился.

Дополнительные материалы

Комментарии (4)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 06 марта 2014, 22:12

    0

    Не совсем понял. ИП - не юрлицо. 

    Открытие ИП 3,5 (пакет докуметов, пошлины, печать)

    ККМ 10-15

    Открытие счета - больше тысячи не видел, РКО в СБ - 1390 /мес + 30 руб за исходяцие (бизнес-онлайн), но обычно на 150 и 15-25 за исходяцие, зато " у СБ лицензию никогда не отберут" 

    Работа с отчетностью, кассоовая книга и проч. да 3-4 в квартал, но тут цена договорная.

    Взносы в фонды 20 727,53 в 2014, в 2013 - лучше не вспоминать. 

    Реклама, знакомые, ларек - по вкусу. 

    Если этого нет, то что предприниматель предпринимать собирается?

  • Аватар

    Чумаевский Александр _ [inkara.ru], 07 марта 2014, 00:12

    0

    Заголовок не отражает ни сути ни темы статьи , жутко раздражает когда в такой форме выкладывается.
     

  • Аватар

    Чумаевский Александр _ [inkara.ru], 07 марта 2014, 00:15

    0
    Вобще все в куче, ип , рубли, баксы налоговые, кассы режимы налогооблажения, сша, и прочая мутная муть сваленая в кучу.
  • Аватар

    Перерва Станислав [paranoya], 07 марта 2014, 11:04

    0

    В США тоже не всё гладко в отношении открытия бизнеса. Причём, что интересно, в каждом штате свои заморочки. Где-то могут требовать обязательно наличие "юридического адреса" и бухгалтера, при этом не важно что и как будет делать этот бизнес. Общая налоговая нагрузка может быть выше чем в России.

    На мой взгляд, в России имеется некий хаос в процедурах и условиях ведения бизнеса и вместо его упорядочивания законодатели увеличивают хаос. При чём их желание контролировать бизнес так, чтобы никто не прикарманил лишний миллиард выливаются в несогласованные между собой законы, инструкции и постановления. На лицо отсутствие чётко поставленной цели, с чётко обозначеными задачами.