Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Нужно ли контролировать рабочее время сотрудников?

 

Вообще я верю в знаки. Хочу рассказать историю о том, как на меня один такой знак свалился и заставил действовать. Однажды мне на электронную почту пришло сообщение с предложением протестировать программу для учёта анализа трафика, времени и которая даже умеет делать регулярные снимки экранов. Платная программа для шефа одним словом, позволяющая понять, чем занимался персонал в рабочее время. Прочитал я это предложение и бросил его в корзину. В конце концов надо же доверять сотрудникам и смотреть на конечный результат того, что они производят, а не контролить каждый шаг.

Но судьба проявляла настойчивость…

Через пару дней вечером у меня состоялся разговор со знакомым руководителем, который рассказал мне историю, после которой я забеспокоился и достал письмо из корзины. История, если коротко, заключалась в следующем. Руководитель как и я не контролировал сотрудников, смотрел только на конечные результаты, которые его не очень радовали. Начав разбираться, что же не так, он полез читать корпоративную почту сотрудников, брать распечатки звонков корпоративных номеров и просто садиться рядом с сотрудниками и смотреть что они делают. Через несколько дней такой деятельности всплыли факты воровства в компании со стороны менеджерского отдела и факты того, что бухгалтерия эту деятельность прикрывала. Всё закончилось полным роспуском «команды» и набором новичков, которые не имели опыта, но и не имели рычагов для ведения подрывной деятельности против руководства.

Решено, надо контролировать!

Немного подумав и поняв, что никому в бизнесе доверять нельзя на 100%, я решился поставить программу, тем более что тестовый период в 2 недели был бесплатен. Ставя программу я твёрдо для себя решил, что буду анализировать её только тогда, когда будут возникать подозрения. Например, сотрудник не справился с планом и утверждает, что уработался. Берёшь, проверяешь и либо успокаиваешься, понимая что сотрудником сделано реально много и ему не хватило времени, либо он балду гонял и тем не менее пошёл домой вовремя.

Также я подумал, что обязательно скажу сотрудникам о том, что теперь у каждого стоит на компе «виртуальная видеокамера», которая пишет вообще всё. То есть не буду этого скрывать, так как я каждого сотрудника уважаю и выстраиваю с каждым партнёрские отношения, а не просто «шеф и подчинённый, где первый всегда прав».

Ещё понял, что надо изучить законодательство, не будет ли это дело вмешательством в личную жизнь. Вдруг я зайду глядеть скриншоты по деятельности сотрудника к примеру, и увижу что-то личное и откровенное вроде фотки слева.

В общем-то оказалось, что закон тут на стороне руководителя (главное чтобы получаемые данные шеф не тиражировал нигде и желательно чтобы в правилах трудового распорядка была соответствующая пометка о том, что есть наблюдение). И вот почему закон на стороне шефа. 8 часов рабочего времени сотрудник должен посвящать производству. Использование имущества фирмы в личных целях по умолчанию недопустимо. Сотрудник получает деньги от шефа, сидит в офисе, арендованном шефом, за техникой и мебелью которую купил шеф, в интернете который оплачивает шеф. Всё это принадлежит не сотруднику и от последнего требуется трудиться, для этого его и брали на работу. Если сидишь в интернете по своим делам регулярно, то по сути ты обворовываешь свою компанию. Но так как люди — не роботы, то до маразма доходить не нужно.

К примеру в компании Google официально 10-15% рабочего времени можно гонять балду и тратить время на чаепития и серфинг в сети, потому что это очень важно на самом деле переключаться от дел, чтобы не перегореть. Но вот если процент отдыха больше, то это уже очень нехорошо и нужно принимать руководительские меры. А чтобы высчитывать проценты, нужны программы, как раз ту что я себе поставил. Иными словами, я решил брать пример с Гугла и объявить что 10-15% отдыха в рабочее время (обед сюда не входит) — это нормально.

Со скрипом (ну а как же ещё) программа была внедрена. Было много несогласий, негатива, но были и те, кто моё решение поддержал (рядовые сотрудники!), сразу было понятно кто есть патриот на 100% и кто понимает в чём заключается смысл его найма на работу, а кому есть чего скрывать. По тем кому явно было чего скрывать, я провёл в ближайшие дни проверку, в результате произошли увольнения по соглашению сторон.

Что я получил за тестовый период?

  • ушло несколько (двое) сотрудников (жалею ли? нет, совсем нет);
  • общая продуктивность сотрудников подтянулась (стало больше времени суммарно проводиться за ПК);
  • снялся вопрос о том, кто во сколько пришёл и начал работу, и отработал ли он свою положенную норму;
  • проще стало разговаривать о невыполненной или плохо выполненной работе — есть неопровержимые доказательства;
  • дисциплины и порядка стало больше (ведь если висит в здании видеокамера, не будешь же ты под ней пакости делать), не проверял досконально, но уверен что сплетен и пустого время провождения стало меньше;
  • вопросы о том «чем же на самом деле занимался сотрудник?» улаживаются теперь в течение нескольких минут.

Есть ли у сотрудников дискомфорт от того, что за ними следят?

Есть, но чем дольше стоит система, тем меньше на неё обращают внимание, и это нормально. Почему-то ни у кого не возникает вопросов и претензий, когда в банке стоят видеокамеры и прочие мониторинги и каждое действие пишется. Работодатель имеет право знать, за что он платит и правильно ли делает, что платит. Там где нет контроля и строгости, создаются условия для деструктивной деятельности (воровство, откаты, сплетни, обесценивание руководства сотрудниками, несогласными с курсом фирмы и т.д.).

Что полезного в программе изнутри?

продуктивностьВот например так выглядит деятельность сотрудников в виде графика. Зелёное — продуктивная часть, серое — неопределённая деятельность (сайты как правило неразвлекательного характера), красное — это фейсбуки, вконтакты и прочее (можно самому определить и назначить для разных сотрудников что для них является продуктивным, а что не является). По клику на области графика можно получать конкретику.

продуктивность по времени

А вот на этом графике можно увидеть кто когда начал работать, какие перекуры делал и чего он писал по этому поводу. Да, счётчик (если галочку поставить) спросит в случае семиминутной неактивности (мышь не двигалась, кнопки не жались) — «А где вы были?», и надо обязательно отписаться / нажать на кнопку «Обед», «Совещание» и т.п.

скриншоты

Вот, а это скриншоты, которые делаются раз в три минуты и которые очень пригождаются для урегулирования спорных моментов. Фотографируется всё, уже не получится сказать, что искал клиентов во ВКонтакте. Фотку не увеличиваю, всё же конфиденциальные данные.

Это примерно 30-35% функционала, который предлагает сервис. Очень гибкая и наглядная штуковина.

Больше всего мне понравилось, что управление у программы централизованное. То есть захотел к примеру чтобы счётчик был у всех невидимый — не на компьютерах сотрудников что-то делаешь, а просто галочку у себя ставишь в кабинете личном и у всех он скрывается. Установка же счётчика вообще одно удовольствие. Просто скачиваешь файл с личного руководительского кабинета, заливаешь на флэшку, потом на каждом компьютере жмёшь «Установить» и через 30 секунд пишет «Готово!».

Если сотрудник желает иметь свободную личную жизнь на работе (ох и странно эта фраза звучит… какая может быть личная жизнь на работе?) и спокойно прохлаждаться в пределах вышеописанных 10-15% (переписка / серфинг в сети) и не хочет чтобы это увидел шеф, то он может взять и сидеть со своего планшета к примеру (и желательно со своего интернета) или смартфона в установленное приличием время. В противном случае если план не выполнен и счётчик свидетельствует о низкой продуктивности, разговоров о личной жизни на работе не избежать.

Всё это был рассказ о программном обеспечении Yaware. Тестовый период закончился и я перешёл на платную версию. Работать как руководителю стало спокойнее.

yaware.ru

P.S. Программа умеет делать и регулярные снимки веб-камерой, установленной на ПК, но этой функцией я не пользуюсь. Она незаменима в тех случаях, когда работаешь с человеком по удалёнке, но на полную занятость / почасовую оплату к примеру. Можно детально проконтролировать, был ли человек на месте и занимался ли производством. Также эта функция полезна в том случае, когда кто-то берёт в пользование вашу технику (например, сотрудник взял ноутбук домой с разрешения шефа). Можно получать портреты того, кто реально сидит за вашим оборудованием. Радует и то, что сервис постоянно развивается, учитывая пожелания клиентов. Моим пожеланием было увеличение качества скриншотов. Не получал официальной обратной связи, было ли учтено, но в последнее время на качество скриншотов я не жалуюсь, всё видно, всё можно прочитать на них.

Источник: http://megadirector.ru

 

Комментарии (15)

  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 06 марта 2013, 09:05

    0
    Начало текста довольно интригующее, но если уж вы публикуете текст, написанный от первого лица, то неплохо было бы все глаголы привести к женскому роду.
    • Аватар

      Трофимова-Берестецкая Оля [OlyaTRN], 06 марта 2013, 11:51

      0
      Дело в том, что этот отзыв был написан руководителем-мужчиной, и я давала ссылку на его блог. Нужно было сделать небольшое вступление в начале текста. На будущее учту. Спасибо, за замечание, Валерий.
  • Аватар

    Фролов Александр Викторович [KORSAR1], 06 марта 2013, 12:46

    0

    вопрос - этот сервис только онлайн?

    варианты с "локальной" установкой существуют хотя бы в проекте? (на сайте этой инфы не обнаружил).

    • Аватар

      Трофимова-Берестецкая Оля [OlyaTRN], 06 марта 2013, 14:03

      0
      Александр, cпасибо Вам за вопрос. Локальная версия уже практически готова(вопрос 2 недель), сейчас заканчивается тестирование. На этой странице Вы можете оставить заявку, наш сотрудник свяжется с Вами и ответит на все вопросы.
  • Аватар

    Юдицкий Сергей [Sergey.Yuditsky], 06 марта 2013, 23:30

    0

    Здесь главный вопрос - ЗАЧЕМ контролировать. Несколько лет назад я написал на эту тему статью, где постарался ответить на этот вопрос.

    Статья называется: "Контроль - дело тонкое"; см. http://www.hr.prolan.ru/publications/pub-2010-12-23.html

    • Аватар

      Трофимова-Берестецкая Оля [OlyaTRN], 07 марта 2013, 13:05

      0
      Сергей, спасибо за интересную статью. Мы на сайте также часто обсуждаем тему контроля персонала. Действительно, один из наиболее распространённых вопросов - что контролировать результат или процесс. Но не менее важно иметь удобный инструмент контроля.
      • Аватар

        Юдицкий Сергей [Sergey.Yuditsky], 07 марта 2013, 15:21

        3

        ольга, жаль, что ваша ссылка не открывается :-)). Также жаль, что Вы никак не прокомментировали основное различие между нашим Гамбургским Счетом (www.hr.prolan.ru) и вашим Yaware.

        Кстати, мне очень нравится,  как сделан ваш продукт, по крайней мере то, что  я видел. Но я категорически возражаю против философии НЕГАТИВНОГО контроля, на которой он основан. Поэтому позволю себе себя же процитировать :-)

        Если контроль, то только Позитивный

           ...  контролировать надо не нарушения, а достижения. Основной целью контроля должно быть поощрение, а не наказание. Только такой контроль может повысить производительность труда. Здесь главное правило, как у врача, "не навреди". Поэтому даже позитивный контроль следует использовать с большой осторожностью, четко понимая, какую задачу планируется с его помощью решить. Например, повысить производительность труда или оптимизировать численность персонала. С особой осторожностью следует подходить к решению первой задачи применительно к работникам "творческого" труда. Дело в том, что ~ 20% людей относятся негативно к любому виду контроля. При этом, это чаще всего те самые 20%, которые в соответствии с принципом Парето приносят 80% прибыли. Помните слова из песни Владимира Высоцкого: "Ох, как я бы бегал в табуне, но не под седлом и без узды"?

        Что скажете? Как профессионал, профессионалу :-) Или я чего-то не понял в вашем продукте?

        • Аватар

          Трофимова-Берестецкая Оля [OlyaTRN], 11 марта 2013, 13:00

          0

          Сергей, прошу прощения за ссылку, нечаянно вытерла двоеточие после http. Вот корректная ссылка: http://www.yaware.com.ua/blog/chem-zanimayutsya-sotrudniki-v-svobodnoe-vremya/

          Насколько я понимаю, основное отличие в том, что в Гамбургском счёте сотрудник сам ведёт хронометраж (в том числе с помощью красной кнопки). В Yaware же мониторинг происходит автоматически, практически без участия сотрудника.

          Поэтому, думаю, нет смысла утверждать, что чей-то продукт лучше, так как они преследуют разные цели, и предназначены они для компаний разного масштаба. 

          Задачи Yaware - определить основные потери рабочего времени, учитывать переработки, время при гибком графике, почасовой оплате. Поскольку Yaware это SaaS, сервис требует минимального времени на внедрение и обучение сотрудников. В этом его преимущество для небольших и средних компаний.

          Гамбургский счёт делает глубокий анализ операций, хронометраж, но требует больше времени на освоение, обучение интерпретации данных. 

          Что касается контроля, то мы тоже "за" позитивный контроль. Поэтому, Yaware позволяет в первую очередь самому сотруднику себя контролировать - он видит свою статистику за разные периоды премени. По отзывам клиентов, это в первую очередь дисциплинирует сотрудников и повышает их эффективность. 

           

          • Аватар

            Юдицкий Сергей [Sergey.Yuditsky], 11 марта 2013, 16:03

            0

            Ольга, спасибо за ответ!

            Речь шла не о том, чей продукт лучше. Уверен, что и у Вас и у меня на этот счет есть вполне сложившееся мнение :-)).  Речь шла о другом - ЗАЧЕМ контролировать работников.  В Гамбургском Счете - цель контроля, во-первых,  управление численностью персонала, во-вторых,  управление организационной эффективностью (в частности, управление себестоимостью продукции методом Activity Based Costing). Мне очень понятно, ваше "дисциплинирует сотрудников и повышает их эффективность" :-)). В 2009 году у нас тоже была такая же идея. Но очень быстро от неё отказались по двум причинам. Во-первых,  её очень сложно продать сколько нибудь зрелому бизнесу. Во-вторых, это просто не соответствует действительности :-)). Никого это не дисциплинирует, а только раздражает :-))

            Я не думаю, что мы конкуренты (я думаю, что мы могли бы сотрудничать). Поэтому я искренне желаю вашей компании и вашему продукту успеха. Уверен, что чем скорее, вы отойдете от парадигмы "дисциплинировать" работников к парадигме инструмента для помощи Бизнесу  в принятии решений, тем больше вы будете продавать :-)). Рассматривайте этот совет, как подарок к прошедшему празднику :-))

            P.S.  Вы не правы, что в случае Гамбургского Счета работники ВСЕГДА хронометрируют себя сами. Это действительно есть, но у нас поддерживаются два режима: самохронометраж и автохронометраж, когда всё делается автоматически, как и у вас. Просто в разных случаях используются разные режимы.

            • Аватар

              Трофимова-Берестецкая Оля [OlyaTRN], 11 марта 2013, 16:12

              0
              Спасибо, Сергей! Я тоже думаю, что мы могли бы сотрудничать (я давно знакома с Гамбургским счётом,  мне очень нравится ваш комплесный системный подход). Буду рада продолжить общение за рамками комментариев к статье. 
  • Аватар

    [Андрей Graf], 27 мая 2014, 23:00

    -1
    Я считаю, что руководитель обязательно должен знать насколько эффективно работают сотрудники. Исходя из этого можно корректировать их загруженность, поощрять или, наоборот, вводить штрафные санкции. В  итоге, результат установки данных систем в организациях зависит от того, как выстроит руководство свою политику по отношению к сотрудникам и какие выводы будут сделаны. Вот здесь директор фирмы кратко излагает о внедрении подобной системы. http://bitcop.ru/blog/opyt-vnedrenie-sistemy-kontrolya-personala"
    • Аватар

      [Эрик Карганович], 27 января 2018, 14:51

      0
      Всем доброго дня. Хочу высказать свое мнение. Непродолжительное время тестировали несколько схожих продуктов, оценивали их потенциальные и раельные возможности.  Так вот Система Bitcop имеет полную статистику  по отработанному рабочему времени, большую детализацию и обширный комплекс различных отчетов, которые просто и удобно настраиваются, иинформативны и легко читаемы.
  • Аватар

    [Эрик Карганович], 05 июня 2014, 20:32

    -1
    Вау. Какой офигенный продукт.  Но много негативных отзывов.  Есть ли альтернатива ? Нужна простая программа, которая позволяет в режиме реального времени получать скриншоты экранов сотрудников организации. А на основании отчета «Снимки экрана» визуально быстро оценить чем занимается сотрудник в рабочее время. Спасибо за помощь.
    • Аватар

      Гришин Алексей [AlexGree], 06 июня 2014, 15:15

      -1

      Дык если есть триальный период (а он судя по статье - есть) - возьмите-поставьте-потестите. И не слушайте отзывы )))

      Я бы сам себя поконтролировал. А то бывает день прошел - на что потрачен, фиг знает....

       

  • Аватар

    Polyakova Ekaterina [Polyakova], 18 декабря 2015, 16:58

    0
    Если ПО нужно только для контроля сотрудников, или для самоконтроля, я бы порекомендовала StaffCounter - http://www.staffcounter.net/ru/